Активные студийные мониторы.
Основное преимущество активных систем по сравнению с пассивными — минимальная длина звукового сигнального кабеля. Во всяком случае, на это в первую очередь обращается внимание в рекламе. Однако такое утверждение довольно спорное: никто не мешает расположить усилители поближе к пассивным колонкам и купить хороший кабель, не вносящий ощутимых искажений. Нам видится, что есть другие, более весомые аргументы в пользу активных систем.
Итак, активные студийные мониторы можно для начала разделить на две группы. В первую группу отнесем мониторы, у которых на каждый драйвер (или полосу) имеется отдельный усилитель и на входе находится контроллер, выполняющий различные функции, в том числе разделение сигнала на полосы. Во второй группе, сильно поредевшей в последнее время, остаются системы с широкополосным усилением и, соответственно, с пассивными разделительными фильтрами или без них (в случае использования широкополосного динамика). Они не претендуют на прецизионность, нацелены в основном на теле- и радиовещание и будут успешно там работать, если не всегда, то очень долго. Как правило, это недорогие и очень удобные устройства. Предназначенный для радиопроизводства монитор рассчитан на круглосуточный режим, имеет необходимый набор регулировок на передней панели (громкость, двухполосный эквалайзер), ненавязчивый звук и неприхотливый нрав. Больше от него и не надо ничего требовать. Для контроля наличия трансляционного сигнала более чем достаточно.
Совсем другое дело — активные мониторы для студий звукозаписи и мастеринга. Любая профессиональная студия должна иметь в арсенале трехступенчатый мониторинг — ближнюю, среднюю и дальнюю зоны. Только при выполнении этого условия можно добиться солидного результата. Увы, качественный мониторинг весьма дорогое удовольствие. Но в связи с тем, что для нашего рынка тяга к получению «Грэмми» за фонограмму не актуальна, огромное большинство расплодившихся студий по причинам финансового порядка обходятся только мониторами ближнего поля.
Особенно это характерно для домашних студий. После активного внедрения в звукозапись компьютерных технологий произошел настоящий взрыв продаж активных ближних мониторов. Появилось множество моделей, идеально подходящих для домашних условий. В нижнем и среднем ценовых диапазонах ближние активные мониторы — безоговорочные лидеры. Причины этого лежат на поверхности. Во-первых, пассивные системы с приемлемым усилителем и контроллером без всякого выигрыша в качестве будут стоить дороже. Во-вторых, активные системы удобнее. И, в-третьих, покупатель не тратит сил и времени на подбор и приобретение того же усилителя и всех сопутствующих компонентов.
Для профессиональных студий, кроме удобства и сравнительно низкой цены, имеют гораздо большее значение другие параметры. В первую очередь, конечно, качество звучания. Но и здесь активные мониторы ближнего и среднего поля вытесняют пассивные системы, хотя на этот раз вступают в силу другие преимущества концепции. Главное из них — многополосное усиление и наличие встроенного многофункционального контроллера. Усилители, разработанные специально для определенной акустической системы, изначально согласованы с нагрузкой, а с помощью контроллера выравниваются частотная и фазовая характеристики и организуется защита драйверов и усилителей от различных эксцессов.
Требования к высокому качеству звучания привели к созданию активных ближних мониторов, которые назвать недорогими язык не поворачивается (к примеру, HD-1 от Meyer Sound). Впрочем, особо утонченные «аудиогурманы» все равно предпочитают изысканный набор из пассивных мониторов и студийных усилителей. Подводя промежуточную черту, можно сказать, что во всех ценовых категориях, кроме высшей, активные мониторы ближнего и среднего поля выигрывают у пассивных аналогов.
Нельзя, однако, не заметить, что сторонники пассивных мониторов имеют серьезные аргументы в свою пользу. Основное и совершенно обоснованное утверждение таково: ни один производитель не способен одновременно выпускать усилители, контроллеры и акустические системы одинаково высокого класса. Кроме того, если в активном мониторе вылетает хотя бы один элемент, вся мониторная система перестает функционировать. В этом смысле пассивный вариант имеет большую гибкость. Однако все эти аргументы относятся опять же к системам из высшей ценовой категории.
Большинство же студий является коммерческими предприятиями, и при выборе рабочих инструментов они руководствуются в значительной степени разумным соотношением «цена/качество» приобретаемого оборудования. Во многом поэтому, повторимся, активные студийные мониторы ближнего и среднего поля интереснее, чем пассивные.
Другая ситуация сложилась в области «дальнего» мониторинга. Активных мониторов дальнего поля очень мало, и некоторые из них назвать активными можно только с большой натяжкой, так как усилительно-контроллерные блоки вынесены за пределы корпуса системы. Причина тому одна, и она никак не связана с вкусовщиной или творческими задумками звукорежиссеров. Мешает физика. Современные мониторы дальнего поля обладают киловаттными мощностями, а потому в полный рост встает проблема охлаждения усилителей.
Усилители, используемые в активных студийных мониторах, как правило, выполнены по традиционным технологиям и значительную часть энергии переводят в тепло, которое надо как-то отводить. Если в ближних и средних системах из-за их сравнительно небольшой мощности для охлаждения вполне достаточно пассивных радиаторов, то в дальних системах «этот номер не проходит», так как размеры и вес таких радиаторов будут превышать все разумные пределы. Кроме того, дальние мониторы, как правило, встраиваются в стены студии, что еще больше усложняет задачу. Активное охлаждение с помощью вентиляторов для студии неприемлемо, так как все вентиляторы шумят. Вот почему мощные мониторы Genelec, по большому счету, пассивные, хотя и оснащаются собственным усилительно-контроллерным блоком — но выносным, что не мешает им быть одними из самых достойных дальних мониторов.
Другое решение тепловой проблемы — использование усилителей класса D, или, как их чаще называют, цифровых усилителей. Проблема больших мощностей и возникающего тепла для них отсутствует, однако пока не получается объединить большую мощность и студийное качество звука. Но резервы у технологии огромные, и недалеко то время, когда разработчики и изготовители начнут в массовом порядке выпускать такие усилители, отвечающие самым высоким требованиям к качеству звучания. Уже появились их первые образцы. Скептикам же хочется сказать: совсем скоро мы станем свидетелями технологического переворота в области студийного звукоусиления!
Еще один большой плюс активных мониторов — относительно простое внедрение в концепцию полностью цифровой студии. Уже выпускаются десятки моделей с цифровыми входами. Цифровые входы подразумевают цифровые контроллеры, а следовательно, и настройку параметров монитора и управление его работой с помощью компьютера. О том, насколько это выгодно и полезно, можно даже не распространяться.
Очень важна в деле борьбы за качество звука электроакустическая обратная связь. Она позволяет значительно улучшить качество воспроизведения низких частот за счет точного контроля амплитуды движения мембраны НЧ-динамика. Осуществляется обратная связь с помощью микрофона, расположенного в непосредственной близости от мембраны. Сигнал от микрофона поступает на контроллер, который и дает усилителю управляющие команды. Такая схема реализована, например, в мониторе X-10 Meyer Sound. Результаты весьма впечатляют — схема обеспечивает четкий, упругий бас, который крайне сложно получить другим способом.
До этого момента мы рассматривали аспекты, имеющие отношение к традиционному стереомониторингу. Если здесь во многих случаях активные и пассивные мониторы «идут ноздря в ноздрю», то в многоканальной записи у активных мониторов практически нет конкурентов. Отсутствие груды усилителей и контроллеров, полная ненужность дорогих спикерных кабелей, возможность передачи сигнала в «цифре», компьютерное управление параметрами, дистанционное управление работой каждого элемента системы… Чего еще желать?
Подводя итог, хочется сказать: в основном секторе рынка студийных мониторов, безусловно, будут все сильнее доминировать активные системы. Конечно, пассивные мониторы не исчезнут, но останутся в основном в студиях класса Hi End.
|