Курс Развитие Абсолютного Музыкального Слуха
Абсолютный Слух - врожденный дар, или умение, которое можно развить?
Все думают, что Абсолютный Слух - это какой-то особый талант. И если вы с ним не родились - никаких шансов нет.
А откуда берется абсолютный слух - никто точно не знает, даже учёные. А когда люди чего-то не знают, они придумывают себе объяснение.
Вспомните, у древних, были боги: бог грозы, бог солнца. Откуда взялись боги? Надо было объяснить себе, почему сверкают молнии и гремит гром. Так и тут: никто не знает, откуда берется абсолютный слух, поэтому принято считать его врожденным даром свыше. А опровергнуть это мнение некому: в музыкальных школах не развивают абсолютный слух, развивают относительный. Результаты видны уже после двух-трех занятий.
Абсолютный слух развивается не только в детстве!
Обязательно ли музыкальное образование для развития Абсолютного слуха?
Ответ: Нет! Не обязательно. Вы можете развить слух, даже если вы не посещали музыкальную школу, училище, консерваторию, и не занимались музыкой профессионально.
Всё, что вам надо знать - это как называются ноты, которые вы будете запоминать. “До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до”. А для тех, кто пока ещё не очень хорошо помнит ноты, я подписала их названия на клавиатуре обучающей программы. Вы запомните их, пока будете изучать курс.
Почему для развития Абсолютного слуха достаточно всего полчаса занятий в день?
Полчаса (на самом деле, 20-40 минут, раз в два-три дня) - это то время, которое вы будете активно работать по методике, не занимаясь другими делами. Вдумчиво, серьёзно, полностью посвящая себя процессу. Это время для освоения нового материала.
А помимо нового материала, есть задача закрепления и повторения уже пройденного. И вот здесь всё продумано так, чтобы вы могли заниматься развитием слуха параллельно с основными делами.
Например, пока вы:
- Идёте на работу
- Едете на машине (и слушаете диски курса, например)
- Читаете
- Играете в компьютерные игры без звука
- Совершаете утреннюю пробежку (или просто гуляете)
- Работаете на компьютере
И во всех прочих ситуациях, когда вы можете слушать музыку.
Можно заниматься даже на работе, выделяя полчаса в начале дня и полчаса в конце на более механическую работу, которая не требует больших умственных усилий. Например, набор или сканирование текстов.
На самом деле, 2 месяца - это срок, взятый “с запасом”. Реальная скорость освоения материала на тренингах была гораздо выше. Так, за полторы недели участники онлайн-тренинга освоили и начали узнавать две октавы звуков. Если вы будете заниматься чуть больше, чем рекомендовано в курсе, можете достичь результата всего за 1 месяц. Но если времени совсем нет - занимайтесь по полчаса каждый день, и вы точно так же сможете развить абсолютный слух.
Потом слух сохраняется, или надо продолжать заниматься?
Ответ: Да, слух сохраняется. При условии, что вы соприкасаетесь с музыкой и дальше: слушаете её, играете или поёте.
Механизмы памяти здесь те же самые, как и при работе с прочей информацией. Например, в детстве вы выучили буквы и научились читать. Сейчас вы читаете что-то каждый день, навык закрепился. Букварь вам больше не нужен. Если вас поместить на необитаемый остров, где нужно не читать, а ловить рыбу и собирать кокосовые орехи, через какое-то время вы одичаете и разучитесь читать.
Так и с музыкой: вы “выучите” ноты, запомните их, и каждый раз когда что-то слышите, будете этот навык применять. Соответственно, он будет сам собой тренироваться. Если ничего не слушать - да, может атрофироваться :) Но мы живём в мире звуков, мы слушаем и осознаём их каждый день, поэтому однажды развитый слух сохраняется. Он становится частью вас самих, вашего восприятия мира.
Какие преимущества дает абсолютный слух, по сравнению с относительным?
Что делают люди, когда у них нет абсолютного слуха? Пользуются относительным. Но его возможности сильно ограничены, по сравнению с теми возможностями, которые дает абсолютный слух.
В чём разница:
“Абсолютный слух - способность узнавать или воспроизводить на слух высоту отдельного звука, не сравнивая его с другим звуком, высота которого известна.”
Большая Советская Энциклопедия
Относительный слух, соответственно - способность определить высоту одного звука относительно другого.
Вам сыграют одну ноту и скажут: “Это ля 1 октавы”. А потом сыграют “си”. Вы определите расстояние между “ля” и второй нотой, которую услышали, и скажете: “Это си”.
Относительный слух - определение расстояний между нотами.
Абсолютный - точное определение нот.
Абсолютный слух и относительный хорошо дополняют друг друга. Использование двух видов слуха значительно расширяет Ваши музыкальные возможности. Но есть вещи, которые без абсолютного слуха останутся недоступными Вам.
5 вещей, которые вы никогда не сможете сделать, имея только относительный слух:
Подобрать звучащую мелодию с первого раза, как только вы ее услышали. Без ошибок и поисков нот, в оригинальной тональности.
Имея относительный слух, вы можете попытаться угадать тональность, но не факт, что “попадёте”. А если вам нужно сыграть эту мелодию не в одиночку, а вместе с кем-то, например, в группе - это критично.
Если у вас хорошо развитый относительных слух, вы сможете подобрать без ошибок простую мелодию. А сложную - уже нет. Всё равно придётся перебирать звуки, прежде чем найдёте правильный вариант.
Записать мелодию нотами, с первого прослушивания и без ошибок.
Для абсолютника это проще простого: названия нот звучат в голове, нужно записать их на нотном стане и добавить ритм.
Человеку с относительным слухом нужно несколько раз прослушать мелодию. Но все равно: он не будет точно уверен, правильно ли записал, пока не сыграет и не проверит.
Запомнить мелодию или целое произведение с первого раза и навсегда.
Это неочевидно, но абсолютный слух помогает запоминанию музыки.
Человек с абсолютным слухом запоминает мелодию как последовательность конкретных нот. Один раз внимательно прослушав мелодию, он сможет повторить её, т.к. помнит ноты, из которых она состоит.
Человек с относительным слухом запоминает само звучание мелодии, не ноты. Чтобы выучить мелодию, ему надо повторить её несколько раз. Чтобы голова запомнила звучание, а пальцы - последовательность движений. Это дольше.
Представьте, что вы пытаетесь запомнить текст, не понимая его смысла, и не зная что это за буквы. По очертаниям. Например, последовательность иероглифов. Но человеку, знающему китайский, запомнить его будет гораздо проще, чем вам.
Люди с развитым абсолютным, относительным и гармоническим слухом могут запоминать целые пьесы, многоголосные произведения. Для этого необязательно быть Моцартом. Моя преподавательница фортепиано в музыкальной школе, Янина Станиславовна, запоминала так произведения. Когда она задавала выучить что-то новое, обычно она играла это два раза. И во второй раз можно было не перелистывать ей страницу.
Точно настроить инструмент без камертона.
Имея относительный слух, вы сможете настроить гитару. Но только если задать вам первый тон. А иначе она, возможно, будет строить чисто, но вся в целом - ниже или выше, чем полагается.
Человек с абсолютным слухом настроит её точно. При игре в группе вам это пригодится.
Имея абсолютный слух, вы сможете настраивать и более сложные инструменты. К примеру, фортепьяно. А не печалиться, что оно “стоит расстроенное, а настройщика вызвать некогда”. Это дольше чем гитара, да. Но вполне возможно.
Импровизировать, подыгрывать кому-то сразу, без подготовки. Не зная нот второй партии.
Относительный слух: человеку что-то играют, он подбирает, например, второй голос. Без подготовки, то есть, не зная тональность, не зная что именно ему играют. Ищет подходящие ноты, на слух. Прежде чем найдёт, всё равно ошибётся несколько раз.
Абсолютный слух: вы слышите и понимаете, что именно вам играют. Узнаёте ноты, и отталкиваясь от этих нот, можете подобрать созвучные им, руководствуясь не “чутьём”, а вполне конкретными знаниями музыкальной теории. Слышите несколько нот одновременно - определяете звучащий аккорд, а значит, и подходящие для импровизации ноты.
И сколько же счастливчиков могут всё это?
Пока мало. По данным различных опросов, проведенных среди музыкантов, от 1.5-3% до 9%. В среднем, абсолютный слух есть у 6-7% музыкантов. Среди всех людей процент обладающих абсолютным слухом значительно ниже: менее 1%.
А почему? Неужели это так сложно???
Нет!
Людей с абсолютным слухом так мало потому, что… его никто и не пытается развить!
Учатся играть на музыкальных инструментах, порой долгие годы. Получается.
Учатся определять интервалы - расстояния между нотами. Получается.
Чему только не учатся.
А определять сами ноты по слуху - даже не пробуют. Случайно развитый абсолютный слух в музыкальной школе сочтут даром природы, а ребёнка - почти гением.
Именно поэтому я и решила собрать накопленный за год опыт в области развития абсолютного слуха, и сделать обучающий курс.
Чтобы и вы смогли легко подбирать мелодии, импровизировать, запоминать музыку с первого раза и точно настраивать инструменты.
Развитие абсолютного слуха - полный курс, 17 CD и Книга
В курс входят:
- Книга “Развитие абсолютного слуха”
- 15 CD - дисков с аудиозаписями, объяснениями, примерами, и наиподробнейшим описанием методики и всех ее нюансов.
- 1 CD - Программа, которая написана специально для развития слуха. (позволяет запоминать ноты, тренироваться угадывать их, проверяет вас. В программе заложено порядка 60 популярных мелодий на любой вкус: от народных и бардовских песен до А. Макаревича и Поля Мориа. Вы подберёте их в ходе обучения). Также на этом диске записаны 13 мелодий - отрывков из популярных музыкальных произведений. В конце курса вы проверите себя по ним - подобрать их и определить ноты на слух будет проще простого.
- 1 CD - Записи звуков для прослушивания и запоминания тембров. Каждый звук записан в нескольких тембрах, чтобы вы могли сравнить и запомнить их. Удобно слушать в машине.
- и БОНУС!
Многие люди хотят развить слух для того, чтобы научиться петь. Но в работе с голосом есть свои специальные приёмы. Например, как научиться петь и попадать в ноты (хотя бы в одну!), если вы совсем начинающий, или медведь хорошо погулял по ушам.
Поэтому на 16-м диске курса, помимо программы, для вас записана
Бонусная тема: Как научиться чисто петь.